семинар "Обеспечение преемственности между учреждениями дошкольного и начального образования."
На базе государственногоучреждения дошкольного образования "Узденский ясли-сад №2" 27.11.2015г. состоялся семинар по теме "Обеспечение преемственности между учреждениями дошкольного и начального образования".
Выступила воспитатель "Узденского яслей-сада №2" Волчкевич Т.Г. по теме "Психологическая готовность к школе".
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Чувства, волнение этого «без пяти минут» первоклассника и его родных – близки и понятны, пожалуй, каждому. 1 сентября – особый день и в жизни воспитателя, чьи питомцы переступают школьный порог, и учителя, принимающего новое поколение в школу. Каким оно будет? Смогут ли такие еще маленькие, шестилетние первоклассники овладевать школьной программой? Станет ли класс одной семьей? Всем ли в ней будет тепло, интересно и уютно? Что ждет их впереди?
Трудно предсказать сейчас отдаленное будущее каждого из них… А вот первые шаги в школе – насколько они будут успешны – это во многом зависит от готовности шестилетних первоклассников к ней.
Безусловно,важно, чтобы ребенок пошел в школу здоровым, физически подготовленным к новому непростому этапу своей жизни. Важно объединить усилия врачей, родителей, педагогов в целях охраны и укрепления здоровья ребенка, совершенствования его физической готовности к школе. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма.
Возрастает к концу дошкольного периода двигательная активность детей. И педагогам, и родителям важно создать условия для удовлетворения потребностей детей в движении. Малоподвижность, низкий уровень двигательной активности ребенка отрицательно влияют на обучение в школе.
Повышенного внимания требуют в этом возрасте укрепление нервной системы детей, охрана их зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки. Выносливость тесно связана с работоспособностью – качеством, нужным для достижения успеха в таком нелегком для ребенка деле, как овладение учебной программой. Важно своевременно позаботиться о выработке выносливости у будущего школьника. Не стоит ожидать, что это ценное качество появится сразу. В работе по его формированию значима последовательность, постепенность, проявление терпимости… самого взрослого.
О подходах к психологической готовности ребенка к школе
Существующее в настоящее время в педагогической практике понимание готовности к школе подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений, навыков школьного типа. И жизненные наблюдения, и специальные исследования в данной области убеждают: такой подход к готовности к школе узок, излишне прагматичен.
Так что же такое «психологическая готовность к школе»? Есть основания рассматривать ее как целостное, интегральное образование психики ребенка, обеспечивающее принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него учебной деятельностью и новыми социальными ролями. В значительной степени этот вид готовности к школе обусловлен созреванием организма ребенка (нервной системой и др.) и уровнем общего развития его психики.
В структуре психологической готовности ребенка к школе выделяют несколько компонентов. К числу основных чаще всего относят: личностную, интеллектуальную, волевую, социально-психологическую готовность. Конкретное же содержание психологической готовности к школе не является постоянным, стабильным.
Остановимся кратко на отдельных
КОМПОНЕНТАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
ребенка к школе.
- Интеллектуальная готовность к школе
Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит, обладал интеллектуальной готовностью к ней.Долгое время об умственном развитии ребенка судили по количеству накопленных им знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он лучше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются к потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их быстро пополняется. Но это не значит, что такими же темпами развивается мышление. Нет тут прямой зависимости. «Пустая голова не рассуждает, – справедливо замечал замечательный психолог и педагог П. П. Блонский, – чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше она способна рассуждать». Важно при этом наличия у ребенка не только «стабильных», «завершенных» знаний, но и «гипотетических», «развивающихся» (Н. Н. Поддьяков). Их присутствие в «багаже» шестилетнего ученика может стать немаловажным фактором, усиливающим для него притягательность школы как возможного, ожидаемого источника новых знаний.
- Личностная и социально-психологическаяготовность к школе
«Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг…». Внешние, формальные аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку привлекают многих будущих первоклассников прежде всего. Есть среди шестилеток и такие, для которых поступление в школу – это осознанный, важный шаг вверх, к взрослости («Хочу учиться в школе, чтобы быть как папа врачом», «Научусь в школе читать», «У меня есть братик маленький, ему буду сказки читать» и т.д.). Правда, группа таких шестилеток невелика. У большинства детей этого возраста желание пойти в школу не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни; ими выделяются, прежде всего, не учебные, а социальные стороны школьной жизни. И это естественная, характерная особенность шестилеток, с которой надо считаться.
Социально-психологическая готовность ребенка к школе рассматривается нами как готовность к позитивному взаимодействиюребенка с окружающими и связана с появлением при переходе в школу новых отношений между «детским обществом» и взрослым, с изменением социально-психологического статуса ребенка.
Было доказано: если ребенок полноценно играл в дошкольном детстве, генетически прожил все ступени игры от предметной до игр с правилами, то к семи годам у детей появляется новая потребность – заняться серьезным видом общественно признанной деятельности (игра эту потребность уже не может удовлетворить).
Хоть и невелико число шестилеток, которые не хотят идти в школу, но и такие дети есть. Они вызывают особую тревогу.
- Волевая готовность к школе
А как наш шестилетка? Что способствует формированию и развитию волевой готовности ребенка к школе?
На первый взгляд может показаться парадоксальным: именно в игре, деятельности максимально свободной, ребенок раньше всего обретает способность к произвольности – выполняет правила игры, научается добиваться цели, преодолевать свои импульсивные желания, регулировать свое поведение, управлять им и т.д.
В чем секрет такого эффекта игры? В числе первых, кому удалось приоткрыть эту тайну, – наш соотечественник Л. С. Выготский. «Игровые правила, – рассуждал он, – конечно, существенно отличаются от правил не трогать чужих вещей и сидеть тихо за столом; в первую очередь они отличаются тем, что устанавливаются самим ребенком! Это есть правила его для самого себя, правила, как говорит Ж. Пиаже, внутреннего ограничения и самоопределения. Ребенок сам себе говорит: я должен себя вести так как в этой игре. Это совсем иное, чем когда ребенку говорят: что это можно, а это нельзя… Совсем другое отношение у него и к правилам, которые он устанавливает сам. Ограничения, «заложенные» в правилах игры, ребенок берет на себя добровольно по собственному желанию!»
Интересные данные были получены и в исследовании В.В. Степановой. В нем обнаружена следующая тенденция: первоклассники, испытывающие трудности в овладении умениями каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения; успешность в освоении этих умений свойственна их одногодкам с высокоразвитым воображением. Причину выявленной связи исследователь видит в том, что при недоразвитии воображения ребенок оказывается неспособным увидеть со стороны, «глазами других людей» то, что он сделал – мешает отсутствие «интегрального взгляда» на себя, основанного на воображении. Ученики, имеющие проблемы с чистописанием, – это вчерашние «полноценно не доигравшие» дошкольники. «Не доиграли» они в том смысле, что либо испытывают дефицит самой игры, либо не нашли в ней пищи для развития воображения.
И все же основной гарант психологической готовности ребенка к школе и адаптации к ней – полноценное проживание ребенком дошкольного детства в процессе «специфически детских» (А. В. Запорожец) видах деятельности.