Ежегодно в стране отмечается тенденция к общей ослабленности поступающих в детский сад детей, снижение иммунитета, повышение уровня соматических заболеваний. В связи с этим проблема организации двигательной активности дошкольников является особенно актуальной.
Задачами развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков с учетом состояния здоровья ребенка;
- развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
- создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание моральных качеств (выносливость, сила воли).
Алгоритм формирования здорового образа жизни:
- здоровое питание;
- рациональный распорядок дня;
- подвижные игры и физические упражнения;
- посещение спортивных секций, танцевальных студий;
- ежедневные прогулки на свежем воздухе (не менее 4 часов в день), походы, экскурсии;
- выезды на дачу, к морю, в санаторий;
- наличие физкультурного инвентаря и физкультурного уголка дома;
- закаливающие процедуры;
- массаж;
- формирование культурно-гигиенических навыков.
Обязанность родителей - укрепить здоровье ребенка в настоящее время и обеспечитть благоприятное развитие детского организма в будущем. Нормальное развитие ребенка и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий, т.е. организацией правильного двигательного режима.
Средствами физического воспитания детей дошкольного возраста являются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (распорядок дня, рациональное питание, сон и т.п.), естественные факторы природы (солнце, воздух, вода).
Задания и объяснения должны быть ясными и четкими. Давать их надо бодрым голосом и одновременно показывать движения.
Упражнения должны быть интересными. Следует использовать хорошо запоминающиеся образные сравнения, например: "птичка", "кошка", "паровоз".
Основное правило, которого должны придерживаться родители, занятия физическими упражнениями с малышами превращать в игру. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого всегда увлекают ребенка.
Количество повторений движений для детей дошкольного возраста обычно колеблется от 2-3 до 10.
После наиболее трудных упражнений необходимо давать кратковременные паузы для отдыха (30 - 60с).
Средние значения показателей двигательной активности в течение дня: объём - 17000 движений; интенсивность - 55 - 65 движений в минуту.
Родители должны ежедневно выделять время для занятий физическими упражнениями со своими детьми, внимательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие . Физические упражнения приносят пользу при систематических занятиях.
Оздоровительные прогулки. Дети должны проводить на свежем воздухе как можно больше времени, чтобы быть здоровыми и крепкими. В летнее время дети могут находиться на воздухе более 6 часов в день, а в холодное время года - не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми между завтраком и обедом, а также после дневного сна, перед ужином. В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается. Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром. Установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам, могут гулять и при температуре до 20 - 25 градусов мороза, если нет сильного ветра и одеты они соответственно погоде. На прогулку в холодные зимние дни дети должны выходить в теплом пальто, шапке с наушниками, шарфике, валенках и теплых варежках или перчатках.
Периодически полезно совершать с детьми более длительные прогулки, постепенно увеличивая расстояние для детей младшего дошкольного возраста до 15 - 20 минут ходьбы, для старших дошкольников до 30 минут ходьбы, с небольшими остановками на 1 - 2 минуты во время пути. Придя на место, дети должны отдохнуть или спокойно поиграть перед тем, как возвращатьс обратно.
Источник: ped-kopilka.ru