Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Конспект занятия по образовательной области  «Ребенок и общество»

Дата: 17 января 2023 в 14:25

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ  ЭКОНОМИКА

Занятие по образовательной области

 «Ребенок и общество»

для детей старшей группы

                                                                       

Программные задачи: формировать элементарные представления  об экономическом понятии  «потребность» (хочу и надо), закрепить представления детей об экономических понятиях «деньги», «семейный бюджет» (доход и расход), выделять слова и действия, относящиеся к экономике; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» - «продукт» - «деньги», самостоятельно применять в жизнедеятельности  основные экономические понятия (деньги, бюджет, доходы, расходы), развивать познавательный интерес, речевое общение, внимание, воображение;  воспитывать экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность, дисциплинированность).

Материал и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация  «Путешествие в страну  Экономика»;  разрезные картинки с  изображением куклы, дивана, стола, капусты, конфет, помидора, телефона, свитера, зайчика, мишки, куртки; костюмы Мухи-Цокотухи, Красной Шапочки; аудиозапись  песни из сказки «Красная Шапочка».

Предварительная работа: чтение сказок   К. И. Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха»,  Ш. Перро  «Красная Шапочка»; проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей). Путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.

 В. Сегодня я приглашаю вас в страну, которая называется Экономика. Там живут необычные жители.  Вы хотели бы попасть в эту страну?  (Да).

 Чтобы  отправиться в сказочную страну, закройте глаза и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в сказочной стране Экономика очутись».

В. Вот мы и оказались с  вами  в сказочной стране -  Экономике. А  дорогу  к жителям страны Экономика  нам укажут стрелки – подсказки. Посмотрите и скажите, какого цвета стрелки? (желтого и красного).

Давайте попробуем начать наше путешествие с жёлтой стрелки. (Желтая стрелка указывает на насекомое)

 Ребята, скажите, пожалуйста, что это за насекомое? (Муха!) Ребята, мы с вами недавно читали сказку, где главным сказочным героем была муха. Как называется эта сказка? («Муха-Цокотуха»).

Воспитатель напоминает   начало сказки:

 Муха- Муха – Цокотуха

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

 Пошла муха на базар

И купила самовар.

В.: На что Муха – Цокотуха купила самовар?  (На деньги).

 Ребята, деньги бывают разными - у каждой есть своё название. Кто знает, как называются деньги, которыми мы пользуемся? (Рубли и копейки).

В.: А какие бывают деньги? (Наличные и безналичные. Наличные деньги бывают в виде купюр и монет. Безналичные деньги это банковская карта).

В.:  Ребята, а для чего нам нужны деньги? (покупать продукты, вещи, лекарства, оплачивать разные услуги, копить, давать в долг, коллекционировать). Верно, деньги  нужны людям, без них прожить невозможно в современном мире.

В.: Ребята, вы слышите, кто-то жужжитА вот и Муха-Цокотуха!

Муха-Цокотуха: Здравствуйте ребята! Я Муха-Цокотуха, живу в этой сказочной стране. Мне однажды повезло - я нашла монетку, и смотрите, как много я на неё купила (показывает).  Я рада, что вы пришли ко мне в гости. Давайте поиграем  с вами в игру «Что можно купить за деньги?»

Если предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если  нет, то не хлопайте (показ изображений: ветер, кукла, радуга, молоко, сапоги, телефон, звезды, торт).

Муха-Цокотуха: Молодцы, ребята, справились с заданием!

В.: Как вы думаете,  с  каким жителем сказочной страны Экономика, познакомила  нас  Муха-Цокотуха?  (Деньги).

В.: Спасибо тебе Муха-Цокотуха, а нам пора в путь-дорогу к следующему сказочному герою. Продолжим наше путешествие по красной  стрелке.  Здесь что-то написано, давайте прочитаем!

«Бабушка девочку очень любила,

Шапочку Красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А, ну-ка ребята вспомним его» (Красная Шапочка)

В.: Правильно ребята. А вы помните, что случилось с Красной Шапочкой?

(ответы детей).

В.:  А вот и Красная Шапочка.

Красная Шапочка: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Я вам  расскажу продолжение своей сказки.

После того как охотники спасли бабушку и меня от волка, бабушка стала жить вместе с нами мы теперь живём втроем: мама, я и бабушка и всё у нас хорошо. Мама работает в школе учительницей и получает за свой труд зарплату.

В.: Ребята, как вы думаете, за что платят зарплату?  (за работу). Зарплата - это деньги, которые платят за труд.

Красная Шапочка: Я учусь шить одежду и за хорошую учёбу получаю - стипендию.

В.: Ребята, за что Красной Шапочке платят стипендию? (за хорошую учёбу).

Красная Шапочка: Бабушка уже не работает, но за то, что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. Пенсия – это тоже деньги, их платят людям, которые много лет работали.

Красная Шапочка: Из маминой зарплаты, моей стипендии и бабушкиной пенсии складывается наш семейный бюджет.

В.: Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом семьи.  Что является доходом семьи Красной Шапочки? (зарплата мамы, стипендия Красной Шапочки и пенсия бабушки).

В.:  Но в каждой семье есть и расходы. Как вы думаете, какими они бывают? (покупки, платежи.) Люди покупают еду, одежду, игрушки, мебель, компьютер, телефоны, лекарства,  платят за детский сад, оплачивают проезд в транспорте. А теперь давайте подумаем, почему мама не всегда покупает то, что вы у неё просите? (Ответы детей). Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

В.:  А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»

- Я начну, а вы заканчивайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала  бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашла монетку - доход

Купили куклу - расход

В.: С каким жителем сказочной страны Экономика нас познакомила Красная Шапочка? (Семейный бюджет). Из чего состоит семейный бюджет? (из денег, которые зарабатывает каждый член семьи).

Красная Шапочка: А сейчас я приглашаю вас на весёлую разминку.

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

 Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

 На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

 Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

В.: Спасибо Красная Шапочка, оставайся с нами.

Звучит музыка смс сообщения.

В.: Ребята нам пришло смс сообщение, давайте посмотрим от кого?  Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон» послушайте, что они нам пишут.

«Дорогие ребята! Просим вас нам помочь, злой Бармалей всё перепутал в нашей сказке, помогите вернуть всё на прежние места». Послушайте, что он натворил.

 У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон…

- Что вам надо?

-  Книжек

А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой, милый, хороший,

Пришли мне перчатки

 И мне и жене и Тотоше.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать  шоколадки

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, галоши

В.: Ребята, вспомните, что же просили герои сказки К.И. Чуковского «Телефон»? Ответы выложите на магнитной доске. Что попросил слон? (Шоколад. Выкладываются попарно картинки: слон - шоколад, крокодил - галоши, зайчатки - перчатки, мартышки - книжки.)

В.: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом - «потребности».

Потребности  - это всё то,  в чем все  нуждаются. Потребности – это тоже жители сказочной страны  Экономики. А вы знаете, что есть потребности, без которых нельзя прожить, их называют потребностями «надо» - то, что нужно каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности, назовите? (еда, одежда, жилье, лекарства). Есть потребности, без которых можно обойтись, их называют потребностями «хочу». Как вы думаете, какие это потребности? (игрушки, сладости, развлечения).

В.: Ребята, посмотрите, герои сказки «Телефон» прислали вам картинки, но злой разбойник Бармалей взял и разрезал их. Я предлагаю  вам  сложить картинки, которые разрезал Бармалей, назвать предмет и определить, какая это потребность. (Ребята выполняют задание)

В.: Молодцы ребята! С каким жителем сказочной страны «Экономика» нас познакомили  герои сказки «Телефон»? (Потребности). Какие бывают потребности? («Надо» и «хочу»).

 Итог.

В.: Ребята, наше путешествие по сказочной стране Экономика заканчивается и  нам пора возвращаться в детский сад. Ну, а чтобы вернуться в детский сад, закрываем глаза и повторяем за мной: «Вокруг себя повернись и в  детском саду очутись».

В.:  Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? (ответы детей). С  какими сказочными героями мы встретились в стране Экономика?  С какими необычными жителями сказочной страны Экономика мы познакомились?  

 - Молодцы, ребята! Красная Шапочка дарит нам на память о путешествии  вот эти кошелёчки, в которых можно хранить монетки. Кошелечки все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Чтобы наше путешествие в сказочную страну Экономика вам запомнилось, мы нарисуем интеллектуальную карту, где мы запишем всё, что мы узнали об этой удивительной стране.

 

Подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Дубовик А.И.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.