Консультация для педагогов
«Подвижные игры для профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников»
Плоскостопие – это деформация свода стопы. Данное заболевание всё чаще встречается у детей дошкольного возраста. Из-за нагрузки на своды стопы связки и мышцы её перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп опускаются, расплющиваются, и возникает плоскостопие. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боли при ходьбе. Плоскостопие способно полностью нарушить амортизацию стопы, и вся нагрузка при ходьбе придётся на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем повлияет на развитие артроза.
Стопа – это опора и фундамент всего организма. Поэтому изменение её формы влияет не только на функцию стопы, но и изменяет положение позвоночника. То есть, плоскостопие провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, что часто является причиной нарушения осанки.
Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребёнка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие у детей вылечить намного сложнее. Именно по этой причине необходимо проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.
Значение и важность данной работы обязательно нужно разъяснять родителям (памятки, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте дошкольного учреждения). Следует знакомить их с методами профилактики плоскостопия, а педагогам включать соответствующие игры и упражнения в свои планы.
Таким образом, задачи по профилактике и коррекции плоскостопия следующие:
- Укреплять мышцы и связки сводов стопы детей.
- Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
- Знакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
- Расширять двигательный опыт педагогов, родителей и детей.
Виды деятельности, в которых проводится профилактика и коррекция плоскостопия
1. Утренняя гимнастика.
2. Гимнастика после сна (обязательная ходьба по дорожкам).
3. Динамические паузы.
4. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).
5. Свободная двигательная деятельность.
6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Особое место в работе по профилактике плоскостопия у дошкольников занимают подвижные игры и игровые упражнения. Лежащие в их основе двигательные задания направлены на формирование свода стопы, укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей, формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки.
- Специально подобранные подвижные игры следует систематически применять в различных видах деятельности.
- Рекомендуются игры с ходьбой на наружных краях стоп и на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием стопами различных предметов, перебрасыванием друг другу мячей ногами, ходьбой и приседанием в положении носки внутрь (пятки разведены), с бегом и прыжками на носках, лазаньем по гимнастической стенке.
- Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп такие игры проводятся в помещении без обуви (вообще в сутки нужно ходить на носочках до 5 минут).
- Часть игр специальной направленности должна предусматривать выполнение двигательных заданий в исходных положениях сидя или лежа для разгрузки стоп.
Игры для профилактики плоскостопия
«Карусель»
На одной стороне зала (группы) два обруча, на противоположной стороне также два обруча. Дети делятся на две подгруппы, каждая встает на один из обручей (средней частью стопы) по кругу, все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам приставными шагами - «карусели вращаются». По свистку все игроки перебегают на противоположную сторону, занимая другую «карусель». Выигрывает команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч.
«Птички на ветках»
Дети-«птички» стоят на палочке-«веточке». По сигналу: «День наступает, птички летают!» - дети бегают по площадке в разных направлениях, взмахами рук имитируя движения крыльев птиц. По сигналу: «Ночь наступает, птички засыпают!» - дети встают на палочку так, чтобы она оказалась посередине стопы.
«Снежинки»
Дети делятся на «снежинки» и «ветры». Ведущий – «Мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по залу. «Мороз» произносит: «Дуют ветры!». «Ветры» начинают дуть, «снежинки» плавно встают на носки, поднимают руки вверх и на носках бегают по залу. «Мороз» произносит: «Ветры стихли!». «Снежинки» приседают на носки, обхватывая колени руками.
«Спящий кот»
Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине группы (зала), изображая спящего кота. Остальные дети-«мыши» - тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего «кот» просыпается и ловит разбегающихся «мышей».
«Гуси и коршун»
Дети-«гуси» ходят гусиным шагом (на носках, присев на корточки, спина прямая). Ребенок-«коршун» стоит в стороне. По команде: «Коршун!» - «гуси» встают, машут руками-«крыльями», разбегаются по залу. «Коршун» ловит «гусей».
«Дождь»
По краям зала (группы) на полу разложены малые обручи по количеству детей. Дети встают в круг, затем идут по кругу, меняя виды ходьбы по сигналу: на носках, пятках, на внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно и т.п. По сигналу «Дождь!» все останавливаются, и хором говорят:
Дождь пошел, надо нам
Разбегаться по домам!
Каждый игрок бежит к обручу, встает на его обод и передвигается по нему боком приставными шагами.
«Козлята»
Посередине группы двумя шнурами обозначают «ров» (ширина 10-50 см). На одной стороне «рва» – «дом козлят», на другой - «полянка». Дети-«козлята» идут на «полянку», подходят ко «рву» и произносят:
Если хочешь быть здоров –
Прыгай с нами через ров!
«Козлята» перепрыгивают «ров» мягко на носках и идут на «полянку». Бегают, прыгают, «щиплют травку». На сигнал «Домой!» они возвращаются в «дом», перепрыгивая через «ров».
Игровые упражнения для профилактики плоскостопия
«Ёжик»
И.п. – сидя на ковре или стуле, спина прямая, руки на поясе, под правой стопой массажный мяч.
Этот мячик так хорош (катать мяч стопой вперед-назад),
Он на ёжика похож.
Буду стопы укреплять (катать мяч стопой по кругу),
Мячик стопами катать.
«Корова»
И.п. – сидя на стуле, хват руками за край стула, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки).
По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед и назад).
«Мои ножки»
И.п. – сидя на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует (носком правой ноги начертить кружок).
Эта ножка рисует. (То же, левой ногой).
Раз, два, три, четыре, пять –
Нарисуй кружок опять. (Повторить правой и левой ногами).
«Подъёмный кран»
Дети сидят на ковре, руки в упоре сзади, переносят то вправо, то влево набивной (шипованный) мяч, захватив его ногами, и произносят:
Я сейчас подъёмный кран,
Он на стройке великан.
Груз тяжёлый поднимает,
Как построить домик, знает.
«Сидячий футбол»
Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, руки в упоре сзади. У каждой пары мяч большого диаметра. Дети толкают мяч друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).
«Быстрый мяч»
Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Первый игрок берет мяч и зажимает его между стоп. Удерживая мяч стопами, перекладывает его в сторону, передавая другому игроку. При этом произносит такие слова:
Я свой мячик подниму,
И соседу подарю!
После этих слов, второй ребенок берет мяч стопами, удерживает его и с этими же словами передает другому ребенку, и так далее, пока мяч не вернется к первому ребенку.
Литература:
1. Боковец, Ю.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / Ю.В. Боковец. – Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005. – 102 с.
Подготовила руководитель физического воспитания Мойсеенко Н.И.