Рекомендации для руководителей физического воспитания
при планировании задач образовательной области
«Физическая культура» учебной программы дошкольного образования
Содержание учебной программы дошкольного образования предполагает комплексный подход к осуществлению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе физического развития дошкольников при реализации задач образовательной области «Физическая культура».
Оздоровительные задачи:
охрана жизни и укрепления здоровья;
улучшение физического развития;
функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка;
совершенствование и закаливание организма;
гармоничное физическое развитие;
повышение работоспособности;
хорошее владение своим телом;
формирование правильной осанки;
профилактика нарушений осанки, плоскостопия;
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
улучшение обменных процессов в организме;
закаливание организма;
правильное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов, обеспечивающих нормальное положение туловища и развитие всех органов и систем;
развитие всех групп мышц (туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти, пальцев, стопы, шеи, глаз, лица);
укрепление мышц сердца, улучшение ритмичности его сокращений, развитие способности приспосабливаться к внезапно изменяющейся нагрузке;
укрепление дыхательной мускулатуры, развитие подвижности грудной клетки, содействие углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких;
защита, охрана кожи детей от повреждений и содействие правильному развитию её функций;
совершенствование нервных процессов, развитие активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи:
формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
формирование физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости);
развитие двигательных способностей;
формирование представлений о физической культуре человека; активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий;
расширение словаря, связанного с физической культурой;
развитие психических процессов (внимание, воображение, память).
Воспитательные задачи:
воспитание положительного отношения к двигательной деятельности, интереса к её результатам;
привитие навыков гигиены;
воспитание дружеских взаимоотношений, коллективизма и товарищества, самостоятельности и организованности, выдержки и настойчивости в преодолении трудностей, интереса к спортивным упражнениям, целеустремленности и настойчивости, доброжелательности и взаимопомощи, организованности и коллективизма;
воспитание волевых качеств и т.д.;
воспитание у детей привычки к строгому соблюдению распорядка дня и потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями;
воспитание любви к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов;
формирование положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность);
формирование нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе);
воспитание бережного отношения к спортивному инвентарю;
формирование волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.);
формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки;
формирование способности воспринимать красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки;
воспитание стремления к эстетически оправданному поведению, непримиримости ко всему грубому в действиях, словах, поступках;
воспитание трудолюбия.
Типы занятий по образовательной области «Физическая культура»
Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков (50% всех занятий).
Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок»). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
Комплексное: направлено на интеграцию различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.
Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
занятие смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;
занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;
занятие контрольного и учетного характера, где проверяются умения, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.
Структура и содержание занятий
Физические упражнения на занятии располагаются в определенном порядке, которые обеспечивают физическую и психологическую готовность ребенка к нарастанию сложности материала, приведение организма к готовности выполнять наиболее сложные упражнения.
Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяется 3 части, они тесно взаимосвязаны, но каждая из них решает определенные задачи:
вводная часть;
основная часть;
заключительная.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Для того чтобы вводная часть не была однообразной, в ней следует планировать:
строевые упражнения;
упражнения на внимание;
разные виды ходьбы и бега;
упражнения в равновесии;
упражнения в ползании;
прыжковые упражнения;
упражнения на формирование правильной осанки;
упражнения для профилактики плоскостопия;
танцевальные упражнения.
Продолжительность вводной части в зависимости от возраста детей 2-6 мин.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: формирование основных двигательных навыков и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
В основной части планируют:
общеразвивающие упражнения;
основные движения;
подвижная игра.
Требования к подбору общеразвивающих упражнений (ОРУ) к занятию:
1. ОРУ подбираются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа;
2. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
Способы раздачи пособий:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия (мячи).
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
Способы организации детей на выполнение основных движений:
1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы. Обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею. Руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми. Дети приучаются к коллективному выполнению движений.
Недостатки - затрудняет индивидуальный подход; трудно контролировать качество выполнения движений.
2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия в средней группе. Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно.
Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.
3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.
Используется с младшей группы. Обеспечивает высокую моторную плотность.
Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.
Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.
4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей в активное наблюдение. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
Руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка. Удобно организовать страховку, следить за качеством выполнения упражнений.
Недостатки - низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит от:
сложности и характера упражнений;
места проведения;
оснащенности;
возраста и подготовленности детей.
5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель физического воспитания страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения (лазанье, прыжки и др.)
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА:
1. игра должна быть знакомой;
2. соответствовать возрастным особенностям детей;
3. большой подвижности;
4. времени года;
5. желательно, чтобы двигательное содержание игры не повторяло основных движений, используемых на занятии.
Продолжительность основной части от 15 до 25 мин., где на ОРУ отводится от 3-7 мин; ОД – 8-12 мин;
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
Задача: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
Планируется:
игра малой подвижности;
дыхательные упражнения;
упражнения на релаксацию;
самомассаж;
ходьба.
Продолжительность заключительной части – 2-4 мин.