Консультация для педагогов
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
1. Физкультурно-развлекательные мероприятия.
Любовь к Родине начинается с семьи. Монтескье сказал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в дошкольном учреждении «Дней Здоровья», спортивных развлечений и досугов «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я - спортивная семья». В процессе их организации и проведения совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух.
2. Физкультурно-спортивные и патриотические мероприятия.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у воспитанников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты настоящего воина вызывают у детей желание быть такими же, создают благоприятные условия для формирования у них мотива: «хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».
Игры, в которых на пути участников встречаются непростые испытания – «Помоги раненому бойцу», «Разведчики», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле», «Пройди через болото», «Попади в цель», «Проведи корабль между рифами», «Снайперы» и другие, помогают создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера и развитие у детей терпения, и выносливости.
Досуги и праздники: «Будем в Армии служить!», «Аты-баты мы солдаты!», «Служу Отечеству!», «День Победы», «День космонавтики»
3. Еще одним методом патриотического воспитания является знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских игр и выдающимися спортсменами.
Знакомя детей с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных стран мира в честных и равноправных соревнованиях. Важно, чтобы дети поняли основной принцип проведения Олимпийских игр, который провозглашает равенство всех участников соревнований независимо от цвета кожи, религиозных и политических взглядов, места проживания, что спорт несовместим с агрессией, подкупом, в спорте важна не победа любой ценой, а честная, красивая борьба, а заниматься спортом, участвовать в Олимпийских играх могут люди разного пола и возраста, а также люди с ограниченными возможностями. Все эти знания развивают у детей чувство толерантности способствуют формированию культуры межнациональных отношений. Участие в проекте «Путешествие в Олимпию» дает детям знания, что для некоторых спорт – это не только увлечение, интересное занятие, но и профессия. Лучшие спортсмены представляют свою страну на Олимпийских играх.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей, детей, педагогов и других сотрудников детского сада. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Подготовила: руководитель физвоспитания
первой квалификационной категории
Мойсеенко Н.И.