Подвижные игры с элементами строевых и общеразвивающих упражнений
1. «У ребят порядок строгий»
Содержание: играющие строятся в шеренгу. Руководитель командует: «Равняйсь! Смирно! Прыжком - направо! Шагом марш!». После небольшой паузы, во время которой ребята маршируют молча, руководитель хлопком в ладоши подает сигнал к началу декламации речевки:
«У ребят порядок строгий.
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!».
По окончании декламации речёвки, руководитель подает команду: «Разойдись!» Играющие расходятся по залу и спокойно ходят в разных направлениях. Затем руководитель, подняв левую руку в сторону нового построения, командует: «Становись». Все быстро строятся в шеренгу. Для ускорения построения руководитель громко считает: «Раз, два, три...». Занявшие свои места в шеренге последними считаются проигравшими.
Методические указания: При построении запрещается толкаться и силой занимать себе место. Строится в шеренгу надо быстро, без суеты, по команде руководителя. Речёвку необходимо разучивать до начала игры. Речёвку, при наличии музыкального сопровождения, можно заменить пением. Развивает быстроту реакции на звуковой и зрительный сигналы.
2. «Быстро по местам»
Содержание: играющие строятся в одну или две колонны, шеренги, круг (исходные положения могут быть разными). Руки положить на плечи впереди стоящих или соседей.
По команде руководителя: «На прогулку!» все разбегаются и начинают играть самостоятельно, кто во что хочет. По второй команде: «Быстро по местам!» все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящих или соседей. Проигрывает тот, кто занял свое место последним.
Методические указания: после команды руководителя: «На прогулку!» нельзя останавливаться на своих местах. При возвращении на прежние места запрещается толкаться и шуметь. Развивает быстроту реакции на звуковой сигнал.
3. «Фигуры»
Содержание: играющие разбегаются по всей площадке. Водящий находится около одной из сторон площадки спиной к ребятам. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши, взмах флажком) играющие останавливаются, и каждый из них принимает какую-нибудь позу. По второму сигналу на площадку выходит водящий. Заметив пошевельнувшегося игрока, водящий касается его рукой. После этого подается третий сигнал голосом «Играйте!». Все вновь разбегаются. Игрок, которого коснулся рукой водящий, идет водить, прежний водящий играет наравне со всеми.
Варианты игры:
1. Руководитель говорит определенную фигуру, которую играющие должны принять.
2. Водящий выбирает самую красивую фигуру из всех играющих и он становится водящим.
3. Можно представить фигуру вдвоем, втроем, или группой, приняв соответствующие позы, например: альпиниста, рапириста, сказку «Репка», картину «Три богатыря», балетную сценку и т.п.
Методические указания: водящий не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком. Менять принятые позы не разрешается. Развивает быстроту реакции на звуковой и зрительный сигналы.
4. «Мышеловка»
Содержание: играющие делятся на две группы. Одна группа играющих, взявшись за руки, образует круг - «мышеловку». Другая группа играющих - «мыши», они располагаются вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, двигаются по кругу вправо и говорят хором: «Ах, как мыши надоели,
Развелось их, просто страсть.
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас!»
Игроки, изображающие мышей, двигаются влево (шагами или подскоками). После слов «доберемся мы до вас» мышеловка останавливается, играющие поднимают сцепленные руки вверх и говорят хором: «Вот поставим мышеловку, Переловим всех сейчас». Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее за вожаком. Руководитель неожиданно дает сигнал, и мышеловка «закрывается»: стоящие в кругу приседают и опускают руки вниз. Мыши, оказавшиеся внутри мышеловки, считаются пойманными. Их подсчитывают и отпускают или же оставляют в кругу - в мышеловке. Игра начинается сначала. Если пойманных мышей отпускают, то играют 3-4 раза и меняются ролями. Если же пойманные мыши становятся в круг, то мышеловка постепенно увеличивается, а мышей становится меньше. В том случае игра продолжается, пока не переловят всех мышей, а затем играющие меняются местами и ролями.
Варианты игры:
1. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. Восемь тактов играющие двигаются в соответствующем танцевальном ритме (марш, полька) вправо или влево. После первого сигнала-аккорда (9-й такт) играющие останавливаются и поднимают руки вверх. Во время следующих 4-8 тактов мыши вбегают в мышеловку. После 2-го сильного аккорда мышеловка захлопывается.
5. Игра «Птица в клетке», аналогичная игре «Мышеловка».
Методические указания: мышеловка может захлопнуться только по сигналу руководителя. Если играющие опустят руки раньше сигнала, мыши не считаются пойманными. Если в момент сигнала мышь окажется под руками играющих, то она считается свободной, если голова у нее снаружи, и пойманной, если голова у нее внутри мышеловки. Когда играющие, образующие мышеловку, держат вверх поднятые руки, то все мыши должны пробежать через мышеловку: мыши, уклоняющиеся от пробега, считаются пойманными. Развивает быстроту реакции на звуковой сигнал.
6. «Запомни свой цвет»
Содержание: флажки 4-6 цветов, по 6-8 штук одного цвета. Вместо флажков можно сделать из толстой цветной бумаги листы величиной в полтетради. Играющие получают цветные флажки или листы цветной бумаги, 6-8 игроков получают по флажку одного цвета. Играющие размещаются по площадке произвольно. Руководитель называет то один, то другой цвет. Например, когда он говорит: «Красный», - все играющие, у которых красные флажки, бегут к нему, строятся в указанном до начала игры порядке (шеренга, колонна, круг и т.д.). Как только он называет другой цвет, например: «Зеленый»,- игроки, имеющие зеленые флажки, бегут к нему и строятся. Как только руководитель вызвал игроков с зелеными флажками, игроки с красными флажками разбегаются по площадке. Если руководитель называет сразу два цвета, то строятся игроки этих цветов.
Варианты игры:
1. У каждого играющего флажок или лист цветной толстой бумаги. На площадке в один ряд ставят четыре - шесть разноцветных флажков, флажки должны быть такого же цвета, как и у играющих. Играющие с флажками в руках размещаются произвольно по площадке за линией старта на расстоянии 8-15 см от расставленных флажков. Руководитель до начала игры указывает играющим, как построиться после сигнала у флажка своего цвета. Руководитель до начала игры указывает играющим, как построиться после сигнала у флажка своего цвета. Руководитель дает сигнал, играющие бегут к флажку своего цвета и становятся в указанном порядке (шеренга, колонна, круг ). После второго сигнала играющие становятся в заранее условленное положение. Выигрывает группа, первая выполнившая задание.
2. Руководитель до начала игры прячет в зале какой-нибудь предмет. По его сигналу играющие начинают искать предмет. Руководитель называет один из цветов. Игроки, имеющие флажки того цвета, бегут и выстраиваются в колонну по одному напротив руководителя, который спрашивает: «Нашли предмет?» Игроки отвечают: «Нет», - и разбегаются. Руководитель называет другой цвет и т.д. Если кто-нибудь из играющих нашел спрятанный предмет, он громко называет свой цвет, игроки этой группы бегут к руководителю и становятся в указанном порядке. Они и являются победителями.
Методические указания: играющие по вызову руководителя должны организованно и быстро построиться в указанном порядке. Как только руководитель называет другой цвет, стоящие немедленно разбегаются. Развивает быстроту реакции на звуковой сигнал.
7. «Коридор»
Содержание: играющие двух равных команд встают в колонны. Перед ними чертится или обозначается коридор, ширина которого 50 см. По команде первые игроки колонны выполняют в коридоре 2-3 переворота в сторону, стараясь не наступить на черту, обозначающую коридор. Затем тоже выполняют вторые номера, третьи и т.д. Выполнившие задание встают в конец колонны.
Варианты игры:
1. Усложнить игру можно путем уменьшения ширины «коридора», выполнением связки: «колесо» - какое-либо движение по условию.
2. Облегчить игру можно постановкой условия выполнить один переворот.
Методические указания: игрок, выполнивший задание с ошибкой, получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая минимальное количество штрафных очков. Переворот можно делать в любую сторону. Ноги должны быть выпрямлены, носки оттянуты. Развивает координацию движений, силу.
8. «Альпинист»
Содержание: вдоль стен зала расставлены снаряды, положены маты, бревна и т.д. Играющим дается установка: за направляющим передвигаться вдоль стен, стараясь не коснуться ногами пола. Направляющим становится самый быстрый и изобретательный игрок. По команде игроки начинают бег за направляющим, точно выполняя все его движения. Время от времени направляющего следует менять. Преподаватель отмечает игрока, который совершил меньше ошибок и лучше всех преодолел препятствия.
Методические указания: нельзя касаться ногами пола. Игрок, коснувшийся пола, получает штрафное очко. Развивает силу, быстроту, координацию движений.
9. «Гимнастический мост»
Содержание: равные по количеству участников команды строятся в параллельных колоннах от отметки, расстояние до 5-6 м. По сигналу первый игрок бежит до отметки и выполняет гимнастический мост. Как только он его выполняет, выбегает следующий игрок и, пролезая под «мостом», тоже выполняет «мост» и так все игроки команды. Когда последний игрок выполнит «мост», он подает команду «встать», все встают и строятся в колонну. Выигрывает команда, быстрее выполнившая это задание.
Вариант игры:
В качестве усложнения игры можно поставить задачу не задеть игрока, выполнившего мост или выполнять мост с прямыми ногами и руками.
Методические указания: команда, чей игрок «сломал» мост, получает штрафное очко. Ноги в момент выполнения «моста» должны быть вместе, руки выпрямлены. Развивает гибкость, координацию движений, силу
10. «Запятнай последнего в колонне»
Содержание: учащиеся выбирают водящего. Остальные игроки становятся в колонну по одному и ставят друг другу (каждый впереди стоящему) руки на пояс, обхватывая игрока. Водящий становится на расстоянии 3-4 шагов от первого игрока, лицом к нему. По сигналу учителя водящий начинает ловить
последнего игрока колонны. Первый игрок старается всячески охранять последнего игрока от водящего. Он поднимает руки в стороны и препятствует водящему. Остальные игроки также помогают последнему игроку, поворачивая колонну то в одно, то в другое направление. Если водящему удается запятнать последнего игрока, тот становится водящим, а бывший водящий становится в середину колонны. Если водящий долго не может поймать последнего игрока, то руководитель заменяет водящего другим.
Варианты игры:1. Водящего нет. Первый игрок ловит последнего. Если первому удастся поймать последнего, то они оба становятся в середину колонны. Последнего ловит следующий первый, причем нельзя отпускать руки, Игрок, отпустивший руки, становится первым и ловит последнего.
2. Построение в две колонны. Первые игроки колонны ловят последних игроков колонны противника. Пойманный игрок выходит из игры. Побеждает команда, которая в условленное время запятнает больше последних игроков команды противника. Играющий, отпустивший руки, считается пойманным и выходит из игры.
Методические указания: во время игры не разрешается опускать руки и прорывать колонну. Тот, кто опустит руки, идет на место водящего. Первый игрок может препятствовать водящему, но держать его руками не разрешается. Развивает координацию движений, ловкость.
11. «Гонки по кругу»
Содержание: игроки распределяются на команды по три человека, рассчитываются на 1-3 и выстраиваются по кругу. Преподаватель называет номер(например, второй), и все вторые номера бегут по кругу в указанном направлении, стараясь как можно быстрее вернуться на свое место. Игрок, вернувшийся на свою линию первым, получает 4 очка, вторым – 3, третьим – два, четвертым – 1. Побеждает та команда, которая быстрее наберет определенное количество очков.