Рациональная организация двигательной активности детей дошкольного возраста в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды
Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.
Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов.
При проектировании физкультурно-игровой среды следует обеспечить:
- эколого-гигиенические условия;
- достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
- условия для занятий физическими упражнениями;
- необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.
Создание физкультурно – игровой среды определяется программными задачами разностороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.
Развивающая физкультурно-игровая среда включает:
- достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;
- необходимо наличие тренажёров, гимнастической лестницы, переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);
- физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
- общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
- места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
- оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
- велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
- ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня; близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения; несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
- маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;
- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
- специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
- инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
- инструментарий для обследования двигательных умений детей;
- книги и репродукции о физкультуре и спорте;
- дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
- игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.) .
Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой- скатом. Канаты, шесты, верёвочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и др.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям двигаться.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. п.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на специальных крюках, на стенах в различных местах зала. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на противоположных стенах, на разных уровнях.
Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала надо всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений.
Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий хорошо бы приспособить дополнительную комнату, расположенную рядом с физкультурным залом.
При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажёрный зал со специальными детскими тренажёрами.
Физкультурное оборудование следует содержать в чистоте, нужно обязательно предусмотреть ограждение окон (решетки, сетки).
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.
В процессе использования всех форм физического воспитания (утренняя гимнастика, игры и упражнения на воздухе, учебные занятия по физкультуре, недели здоровья, праздники и досуги) в детском саду создать вариативные условия для выполнения физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного спортивного оборудования, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонной доске, ползание по гимнастической скамье, подлезание под дуги, прыжки через препятствия и т. д. Они проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость. Удовлетворение, получаемое в результате прохождения возникающих трудностей, помогает преодолеть нерешительность, волнение, способствуют обогащению двигательного опыта.
В ходе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки через препятствия, через скакалку, лазанье по гимнастической стенке и т. д.) формировать у детей двигательные навыки. В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий: форме, цвета, массе, фактуре материала. В этом неоценимую помощь оказывают игры с мягкими модулями, цветными кубами различных размеров, обручами, мячами: «У кого больше предметов», «Собери предметы по цвету и форме». Дети знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, например: «Не теряй пару», «Меняемся местами», «Ниточка с иголочкой», «Быстро по местам», «К своим флажкам», в том числе для формирования умения ориентирования в окружающей среде: «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Найди, где правильный путь».
Во время физических игр дети познают окружающую действительность, получая при этом «мышечную радость». Необходимо стимулировать творческую активность старших дошкольников, т. к. они обладают достаточно развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Поэтому в процессе двигательной деятельности необходимо предоставлять детям определенную свободу и самостоятельность действий, побуждая проявлять инициативу. Например: предлагать детям выбрать любое пособие и выполнить с ним произвольные упражнения, а также придумать варианты упражнений с использованием нескольких пособий.
В разных формах двигательной активности обращать внимание на развитие самостоятельности, активности детей, на формирование нравственно-волевых качеств личности (дисциплинированности, честности, настойчивости, решительности). С этой целью можно широко применять репродуктивные методы и приемы разучивания упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений). Наряду с репродуктивными методами и приемами включаю и поисковые (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного сигнала, раскрытие двигательной задачи (осмысление её ребенком, придумывание разных вариантов упражнений); побуждение к реализации заданий по карточкам.
Для повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды существует несколько способов:
- Создание разных игровых зон: для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами и на велотренажерах;
- Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, крепления их и т. п.): доски, ленты, цели для метания и т. д. ;
- Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование;
- Объединение разных пособий в определенные комплексные полосы препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т. д. ;
- Создание новизны - за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.
Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культуры формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно - игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Правильный подбор оборудования и рациональное его использование в значительной мере способствуют:
- Повышению интереса к выполнению двигательных заданий (удовлетворение потребности в двигательной активности);
- Формированию базовых умений и навыков;
- Повышению функциональных возможностей детского организма;
- Воспитанию интереса к занятиям физической культуры;
- Благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.
К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.
Литература:
1. Шишкина В.А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ В.А. Шишкина. 3-е изд. Мозырь: Белый Ветер, 2016.