Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Ознакомление с природой летом

Дата: 21 апреля 2020 в 10:33

Консультация для воспитателей

Ознакомление дошкольников с природой летом

       1.     Знакомим детей с природой летом

       При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­ет жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года", "лето". Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето, и поэтому мы должны серьезно подготовиться к летнему периоду. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспи­тателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений природу местного края, экологию растений и жи­вотных ближайшего природного окружения.

      Работа по ознакомлению дошкольников с летними явлениями при­роды, поддержание интереса к ней во многом зависят от планирования и четко продуманной организации эколого-педагогического процесса. Воспитателю необходимо помнить, что дети дошкольного возрас­та активно познают природу, а некоторые растения, которые они находят в лесу, на лугу, у водоемов, могут представлять большую опас­ность. Вот почему нам так важно заранее познако­миться с теми растениями, которые растут вокруг детского сада. Особое внимание следует уделить ядовитым растениям (дурман, беле­на черная, болиголов пят­нистый, паслен черный, собачья петрушка). Всем известный ландыш — од­но из самых ядовитых рас­тений, но вместе с тем это лекарственное растение.

         2.     Ознакомление дошкольников с природой летом в разных возрастных группах

     Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, пе­дагог знакомит их с характерными отличительными признаками лет­него сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

       Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, харак­терными для этого времени года явлениями, которые они могут на­блюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одеж­ды от погоды.

      В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и боль­ше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают про­стейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

       Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распоз­навать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, пове­дению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соот­носить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционально­го освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что поз­волит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепен­но в словарь дошкольников вводятся сло­ва, характеризующие то или иное состо­яние погоды (знойный ветер, тихий вете­рок, солнечная погода и др.).

        На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним ут­ром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой по­годы — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогно­зировать состояние погоды.

         3.     Создание условий для деятельности детей летом на участке УДО.

     Создание условий для интересной и содержательной деятельнос­ти детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет боль­шое значение.

Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и исполь­зование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость система­тического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прорежива­ние, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностя­ми строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей не­обходимо научить их различать.

       Детям следует давать задания, тре­бующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошколь­ники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бу­тоны, цветы.

      Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоя­тельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к ин­тересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о расте­ниях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Со­ставь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы"

Литература:

1.   Ладутько, Л.К., Шкляр, С.В. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста/ Л.К. Ладутько – Мн.: НИО, 2014

  2. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С.Н. Николаева – М.: Просвещение, 1999

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.