Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Роль произведений для детей в усвоении правил безопасности

Дата: 16 ноября 2019 в 12:33, Обновлено 4 марта 2020 в 21:30

 Роль произведений для детей в усвоении дошкольниками правил безопасности

     Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в социуме, в  природе.

     Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы.

     Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. На примере литературных персонажей анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, чтение сказок, рассказов дети с сталкиваются с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Поэтому художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. В работе с дошкольниками используются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки.

     Особое место среди них занимает сказка. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности» в том числе и противопожарной.    В сказках   есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов, напоминаний по технике безопасности. Вот некоторые сказки, которые можно прочитать и обсудить с детьми:

  • В сказке «Гуси – Лебеди» ребенок научится быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.
  • «Кот, петух и лиса» если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.
  • «Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет. К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например, в форму полицейского. 
  • Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать.
  • В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко.
  • Шарль Перро сказка «Золушка» героиня была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.
  • А.Н.Толстой «Приключение Буратино» кот Базилио и лиса Алиса были очень приветливы, но оказались коварными и злыми. Внешность человека может быть обманчивой.

     Интересные авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной называются «Осторожные сказки», эти сказки помогут научить осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности, например такие сказки:

  • Сказка «Умный наперсток"»- безопасность в нашем доме
  • Сказка «Муха-грязнуха в гости пришла» - опасно ли быть неряхой?
  • Сказка «Золотая рыбка»"- безопасность на воде
  • Сказка «Осколок стекла» - пожар в лесу
  • Сказка «Советы лесной мышки» - безопасность в лесу и т.д.

При ознакомлении с правилами пожарной безопасности в произведениях:

  • К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Кошкин дом», М. Шереметьева «Заячья елка», Р. Салихова «Валины неприятности», Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»  дети понимают,  что «спички детям - не игрушка».

В  произведениях:

  • С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок), О. Смирнов «Степной пожар», С.Г. Полеев «О силе огня», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» - также показывают о возможных неприятностях связанных с неаккуратным обращением с огнем.
  • Л. Куклин «Сталевар», А. Фетисов «Куда спешат красные машины», М. Дмитриева «Тетя Варя – электросварщица» О. Иоселиани «Пожарная команда» - в этих произведениях рассказывается о профессиях, связанных с огнем и огонь не всегда, враг, но может быть помощником, если с ним правильно обращаться.
  • В рассказе М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» повествуется о причине небрежного обращения с электроприборами, вследствие чего, случился пожар.

     Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Пословицы, поговорки очень точно передают опыт поколений:

  • «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»,
  • «Береженого Бог бережет»,
  • «Берегись бед, пока их нет»,
  • «Предупрежден значит убережен»,
  • «Водой пожар тушат, а умом – предотвратят,
  • «В руках спичка была, да изба сплыла»

     Для лучшего запоминания телефона пожарной службы    выучите с ребенком следующее стихотворение:

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром, «101» звони скорей.

Набирай умело – чтоб не все сгорело.

      «Нельзя совать пальцы в розетку! Нельзя высовываться в открытое окно!» Можно тысячи раз говорить одно и то же, а можно один раз прочитать книгу, обсудить вместе с детьми множество различных ситуаций, связанных с опасностью для жизни. Вместе с героями любимых произведений ребёнок будет точно знать, от чего следует ожидать опасности, выучит правила безопасного поведения и узнает последствия их нарушения, усвоит, как поступить в том или ином случае. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.

Источник: http//portalpedagoga.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.