Совместная работа учителя-дефектолога с родителями
как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с учителем-дефектологом коррекционный процесс значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно
без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы учителю-дефектологу необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Цель совместной работы - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и образовательным задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав занятия с ребенком в семье и в учреждении образования более последовательными и эффективными.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка поможет им:
увидеть мир с позиции ребенка;
относится к ребенку как к равному;
понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;
установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
Задачи, которые ставит учитель-дефектолог, работая с родителями
в течение учебного года:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Учитель-дефектолог в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы и формы работы: групповые собрания, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, наглядная информация, открытые занятия с детьми, приглашение родителей на праздники, совместные мероприятия.
Одним из видов совместной работы учителя-дефектолога и родителя с ребенком является индивидуальная тетрадь. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Учитель-дефектолог предлагает задания на развитие основных психических процессов: память, внимание, восприятие, мышление, речь. А также на развитие мелкой моторики рук, фонетических представлений. Задания подбираются
для каждого ребенка индивидуально, с учетом его возможностей. Задания учителя-дефектолога не требуют специальной подготовки и не отнимают много времени у родителей. Работая по данным заданиям, родители видят, что у ребенка получается очень хорошо, а в чем он испытывает трудности. Данный вид совместной работы не является обязательным, но приветствуется.
Ведение индивидуальной тетради позволяет родителям не только следить за ходом развития ребенка, но и принимать участие в его воспитании, обучении и коррекции.
Огромное значение в коррекции имеет слаженная, грамотная, работа учителя-дефектолога и родителей. Успехи ребенка во многом будут зависеть от того, насколько активно принимали участие в этом родители.
Подготовил учитель-дефектолог
Мисюченко З.В.